К 100-летию Р. А. Авакова. Время и судьба

Вспоминает проф. нашей кафедры Н.П. Мамонтова

Исторический ветер перемен начала ХХ века вдохнул новую жизнь в хорошо известный петербуржцам — ленинградцам дом М.Ф. Руадзе, — старинный дом № 61по набережной реки Мойки (Большой Морской, 16), вблизи Невского проспекта. В 1929 году в этом доме разместились Высшие курсы инженеров связи, а с 1930 года в нем обосновался Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС), в котором были организованы факультеты Телефонный, Телеграфный, Радиотехнический и Инженерно - экономический. В том же году открылся рабочий факультет (рабфак) и техникум связи, составившие с институтом единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС).

Под  лозунгом партии ВКП(б) конца 1920-х — начала 1930-х годов: «Широкие массы трудящихся должны иметь дешёвую и высококачественную связь!» -  в СССР началось интенсивное  развитие телефонных сетей и создание отечественной промышленности по производству телефонного и телеграфного оборудования. Стране остро требовались молодые инженерно-технические кадры. И это явилось тем объективным обстоятельством, которое определило Судьбу Рафаэля Антоновича Авакова.  Восемнадцатилетним юношей, окончившим в 1932 году Бакинский рабфак связи, он был направлен для дальнейшей учёбы в Ленинград, в учебный комбинат связи, — будущий Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС), а ныне Санкт-Петербургский  государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. И так сложилось, что в  своей alma mater Рафаэль Антонович проработал всю свою жизнь, других крутых поворотов в его Судьбе не было, за исключением огненных лет Великой Отечественной войны.

Вернёмся в далёкие  1930-е годы. Структура и методика обучения в ЛУКСе, как и в других ВУЗах страны, отвечали системе образования того времени. Декларации Народного   Комиссариата просвещения РСФСР и его первого комиссара А.В. Луначарского о народном образовании звучали с революционным пафосом: «Граждане, воспитаем не рабов, а свободную творческую личность!», «Превратим труд из проклятия в источник здорового и активного начала!», «Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, самоуправление на началах полного равенства!».  Классическая система гимназий  и «переусложненная программа» обучения к тому времени  были ликвидированы; обязательным образовательным стандартом стало неполное среднее образование; ставка при обучении была сделана на рекомендуемое педологией разнообразное тестирование, по результатам которого выставлялись оценки. Методика обучения  предполагала лабораторно-бригадный метод, непрерывно-производственную практику, отсутствие дифференцированных оценок знаний, а также отсутствие курсового и дипломного проектирования. 

Активное жизненное начало, дух взаимопомощи,  провозглашенное самоуправление, — все это импонировало молодёжи тех лет. Неудивительно, что Рафаэль Антонович с его южным темпераментом и необыкновенной общительностью легко вписался в студенческую среду нашего института и в водоворот жизни нашего города. Много лет спустя он вспоминал: «...Приходилось учиться и одновременно  самому зарабатывать себе на жизнь. Работал монтером, грузчиком, играл в джаз-оркестре на скрипке. И даже одно время преподавал танцы, предварительно окончив курсы при горисполкоме. Тогда только входили в моду такие европейские танцы, как фокстрот, и научиться этим танцам было весьма много желающих…». Сохранились и его бесценные воспоминания об учебном процессе в институте. В них слышна тревожная предвоенная атмосфера 1930-х годов:  «…Наш поток состоял из трёх групп. Первые два курса юноши и девушки учились вместе, а затем уже отдельно, и еще отдельно учились ребята, которые по каким-либо причинам не могли проходить военную подготовку. Военной подготовке вообще уделялось очень много внимания. Из четырёх недель каждый месяц  одна неделя было «военная», да плюс к этому ещё и каждое лето два месяца на сборах в лагерях. После первых сборов присваивалось только звание младшего командного состава, а офицерское звание — после следующих сборов…». Что касается общественной жизни  в те времена, то из тех же воспоминаний мы узнаём, что «очень сильны были студенческие общественные организации. По-моему, ни в какие больше времена так не считались с мнением студентов, как тогда. Был такой «Кубуч» — комиссия устройства быта студентов.… В те времена студенты отличались куда как большим энтузиазмом, и во всём чувствовался подъём, стремление к чему-то новому…».

В 1938 году Р.А. Аваков окончил с отличием ЛИИС, факультет Телефонно-телеграфной связи (ТТС). Его оставляют в институте и направляют работать ассистентом на кафедру телефонии. В том же году ЛУКС был ликвидирован, а ЛИИС стал самостоятельным учебным заведением. Такое совпадение может показаться случайным, но знаковые перемены в Судьбе Рафаэля Антоновича  всегда будут сопровождаться интенсивными преобразованиями  в жизни института. Спустя два года ЛИИС  получит название Ленинградского электротехнического института связи (ЛЭИС) им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

Первой крупной довоенной научно-исследовательской работой, в которой участвовал молодой ассистент, была работа по созданию отечественной АТС.  Работа выполнялась по заданию Народного Комиссариата связи СССР. Руководителем работы был Евгений Васильевич Гаврилов, —  выпускник нашего института,  заведующий  кафедрой телефонии тех лет. Работа отличалась наличием совершенно нового и оригинального решения конструкции искателя, на основе которого предполагалось строить АТС. В 1940-ом году комиссии Наркомсвязи отмечали успешный ход работ, проводимый силами  инженерного и преподавательского состава кафедры. Р.А. Аваков впоследствии писал, что «в довоенные годы  эта разработка в области  автоматической телефонии была наиболее значительной в нашей стране. К сожалению, война помешала завершению этой очень важной и актуальной в то время работы. По окончании войны разработка этой системы АТС не возобновлялась...».

22 июня 1941 года грянула война. Увольнения в институте «по мобилизации в ряды Красной Армии» были проведены уже 23 июня 1941 года. Студенты, профессора и преподаватели уходили на фронт. В их рядах был и Р.А. Аваков. На дорогах войны он принимает участие в боях против немецких и японских захватчиков, дослужившись до помощника командира отдельного батальона связи. Вернётся он после демобилизации на родную кафедру, в родной институт лишь в 1946 году.

Рафаэлю Антоновичу сразу пришлось окунуться с головой в восстановление учебного процесса, которое, как и всё послевоенное восстановление страны, велось более чем ускоренными темпами. Страна быстро залечивала военные раны. Уже в 1945 году кафедра выпустила в свет учебник «Автоматические телефонные станции». К концу 1940-х годов была полностью восстановлена учебно-лабораторная база телефонной лаборатории (в документах, которыми мы располагаем, первое документальное упоминание о телефонной лаборатории датируется 1931 годом). Одновременно возрождалась научно-исследовательская работа. Был заключен договор с Главным почтовым управлением Министерства связи по созданию письмосортировочной машины. Рафаэль Антонович активно подключился к данной работе и вошел, наряду с Е.В. Гавриловым, в число главных разработчиков. Работа была успешно завершена, и первый образец этой машины был установлен на Ленинградском почтамте в 1950 году. В 1956-м году Рафаэль Антонович успешно защитит кандидатскую диссертацию, в 1958 году ему присвоят учёное звание доцента. Мне посчастливилось слушать лекции Рафаэля Антоновича «Автоматическая междугородная телефонная связь». Когда он непринужденно входил в аудиторию и начинал с лёгким кавказским акцентом читать лекцию, признаюсь, мы не сразу включались в работу. Лишь рассмотрев и оценив его очередной новый галстук (мы сбивались со счета, считая их), «позволяли» себе сосредоточиться на том, что он говорил. Иногда в перерыве между лекциями Рафаэль Антонович заполнял пространство двух досок сложными схемами, одновремённо со звонком стремительно входил в аудиторию, всем своим видом призывая быстрее включиться в работу. Но куда как чаще лекции проходили в размеренном темпе, «в полной дружбе» с потоком, лекционный материал «разбавлялся» шуткой, анекдотом. И за всеми его словами и действиями стояла свойственная ему элегантность.

Техническая эрудиция и признание Рафаэля Антоновича со временем росли. В 1963 году он около года проработал в Болгарии, занимаясь преподавательской деятельностью и оказывая научно-техническую помощь болгарским связистам. Возвращение Рафаэля Антоновича в родной институт  - уже по традиции — совпадает с глубокой структурной реорганизацией института. С целью расширения круга специальностей, по которым бы выпускались инженеры, были открыты новые факультеты, организованы новые кафедры. В 1965 году факультет ТТС был переименован в факультет Автоматической и Многоканальной электросвязи (АМЭС), и в том же году его деканом был избран Р.А. Аваков. В 1967 году произошло разделение факультета АМЭС на два, — на факультет Автоматической электросвязи (АЭС) и факультет Многоканальной электросвязи (МЭС). Кафедра телефонии стала кафедрой автоматической электросвязи (АЭС). Деканом факультета АЭС был избран Р.А. Аваков. В должности декана он оставался вплоть до 1971 года, проявив себя прекрасным организатором учебного процесса.

Конец 1960-х годов — это не только совершенствование структуры института, это и годы успеха в науке. Для кафедры, на которой продолжал работать Р.А. Аваков, это были годы успеха в области разработки Единой  автоматизированной системы связи (ЕАСС).  Кафедра участвовала, как теперь бы сказали, в глобальном проекте, в котором были задействованы в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) ведущие научно-производственные предприятия СССР и предприятия связи Германской Демократической Республикой (ГДР). Работы на кафедре  проводились единым творческим коллективом под руководством заведующего кафедрой проф. Жданова Ивана Михайловича.

В 1969 году Р.А. Авакову было присвоено учёное звание профессора, а в 1970 году он был избран на должность заведующего кафедрой АЭС.  Р.А. Аваков руководил кафедрой АЭС более 20 лет,  по 1991 год. Рафаэль Антонович «повелевал» кафедрой, — недаром в эти годы кафедра получила свое «новое название» — кафедры Авакова.

Рафаэль Антонович всегда отличался  активной жизненной позицией. Будучи заведующим кафедрой, он тесно взаимодействовал с Учебно-методическим объединением (УМО) ВУЗов связи. Были обновлены учебные программы и расширен круг дисциплин, читаемых по кафедре АЭС. В научном плане основные усилия коллектива кафедры   были направлены на разработку теории и техники координатных и электронных систем АТС. В одной из справок о работе кафедры АЭС  Рафаэль Антонович напишет: «…Коллектив кафедры принял участие в разработке  отечественных координатных систем типов АТСК — 100/2000, АТСК, АТСК-У. Следует особенно  отметить проводимую кафедрой многие годы большую работу по теории телетрафика и теории построения и расчета звеньевых схем. В этой области были написаны диссертации доцентами кафедры Фань Гэн-линем, Мамонтовой Н.П., Исаевым В.И., Лисовским Э.П. Преподаватели кафедры являются соавторами инструкции по расчету коммутационного оборудования АТС координатной системы, принятой в настоящее время к внедрению в проектных организациях Министерства связи СССР…».

Рафаэль Антонович по состоянию здоровья уйдет с поста заведующего кафедрой в 1991 году, практически накануне получения ЛЭИСом статуса Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций. Судьба не повторила очередного бурного всплеска активности в жизни Рафаэля Антоновича в связи с последовавшей реструктуризацией, но твердо оставила его в рабочем строю. Он продолжал активно работать на кафедре до последнего дня своей жизни, находясь  в атмосфере искреннего к нему уважения родных, друзей и  коллег по профессии. Не таких ли людей,  как Рафаэль Антонович Аваков, называют баловнями Судьбы?

Проф. кафедры Инфокоммуникационных систем
СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Н. П. Мамонтова